Михаил Ромм
режиссер, сценарист
ПодробнееМихаил Ромм
Клейман Наум, киновед, историк кино:
«Рыбак рыбака видит издалека» — утверждает пословица. Ромм разглядел и взял в ученики Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе, Григория Чухрая и Владимира Басова, Андрея Тарковского и Василия Шукшина, Георгия Данелия и Игоря Таланкина, Александра Митту и Глеба Панфилова... На фильмы каждого из них, да и других режиссеров «четвертого» и «пятого» поколений (Алова с Наумовым, Хуциева, Калика и ещё многих) обрушивался партийно-государственный «аппарат». И каждый раз Михаил Ильич шёл на «самый верх» — в ЦК КПСС. В защиту каждого из молодых, я уверен, Ромм приводил аргумент, пугавший партийных бонз, неподсудный и неподвластный им, не опровергаемый их догмами: «Он — настоящий талант!» Бесстрашная готовность прийти на помощь преследуемым сделала Ромма кумиром кинематографической молодёжи эпохи «оттепели».
(«Ромм М.И., Как в кино», 2003)
Михалков Никита, режиссер, сценарист, актер, продюсер, закончил режиссёрский факультет ВГИКа (1971, мастерская Михаила Ромма):
«Я старался не злоупотреблять его терпением. Но однажды возникла острая производственная необходимость. Михаил Ильич внимательно слушал, как я жаловался на сложности, а потом сказал: «Попробуй представить себе, что ты муха и сидишь на ободе колеса. Вот ты живёшь, колесо крутится, солнышко светит, ты отогрелся, а потом вдруг — бац, и наступает промежуток, когда ты ничего не видишь, окунаешься во всё, что угодно, в том числе и в то, чего назвать нельзя, и думаешь, что всё кончено. Потом вдруг посветлело, и ты понимаешь - ничего не кончено. Самое главное, во-первых, — это не забывать на солнышке, что ты можешь оказаться там, внизу, а во-вторых, — знать, куда катится телега». В умении вдруг неожиданно сменить масштаб — один из секретов Ромма. Вспомните, например, Чехова: ведь новизна его была не в сюжете, не в материале. Чехов под таким ракурсом посмотрел на всё вроде бы известное и привычное, что стал Чеховым. Ромм тоже умел вдруг поразительно менять масштаб, и человек, который с ним общался, начинал по-иному смотреть на мир».
(«Мой учитель Михаил Ромм», 1989 )
Козинцев Григорий, режиссер кино и театра, сценарист, педагог ВГИКа:
«Фильм «Девять дней одного года» стал тем фильмом, который очень многое определил в нашем кино. Казалось, слава богу, ставь так дальше, формула успеха открыта! Вероятно, тут черт мог показать ему такие вещи, что дух бы захватило, а я помню, как Ромм сказал: «Я сейчас буду ставить документальную картину». Вдумайтесь! Огромный успех фильма, огромное влияние фильма на молодых режиссеров и зрителей, дискуссии вокруг картины, а Ромм уходит от этого. Он ставит «Обыкновенный фашизм», картину, открывающую совершенно новые вещи в документальном кино: казалось бы, все объективно, все — только документ, а мы вовсю не только слышим буквально живой голос Ромма, но видим личность художника в документальном фильме. Почему же это все происходит? Потому ли, что он оригинальничал? Нет. Потому что он жил во времени и понимал, что время меняется и вместе с временем меняется зритель, меняются люди, меняется искусство, меняется художник. Потому что художник не служит, а живет вместе со своим народом, вместе со временем, и либо он останавливается, и тогда ему конец, либо он движется вперед».
(Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Л., 1983.)
Новейшая энциклопедия отечественного кино. 1986-2000. Спб.: Сеанс, 2004» о Ромме:
http://www.russiancinema.ru/names/name1198/